Человеческая ценность в картинах Анны Виноградовой

Данная статья является продолжение темы, начало читайте здесь. По сторонам центрального полотна две, казалось бы, простых композиции: «Великий Полоз» и «Серебряное копытце». Но простота эта кажущаяся. Перед нами снова «Тайная Сила», охраняющая богатства Хозяйки: Великий Полоз – золото, Серебряное копытце – россыпи драгоценных камней. И смотрит на людей мудрыми глазами свернувшийся в упругие кольца могучий змей. Он – то знает, что счастье и золото – совсем не одно и тоже. Он весом, как тот желтый металл, что принес столько горя, страдании и злобы в мир жаждущих его людей.

А второй персонаж – Серебряное копытце – маленький олененок, стоящи среди заснеженного леса и внимательно глядящий на нас печальными бархатными глазами, словно жалея людей, перепутавших все на свете и забывших особ истинных ценностях.

Эти истинные человеческие ценности – вот они. Не заменят Степана Насте в «Малахитовой шкатулке» золотые с драгоценными камнями украшения. Сидит скорбящая об утраченной любви, о потерянном счастье женщина на каменистом берегу реки и текут мимо воды, словно дни ее жизни. 

А маленькая зеленая ящерица наблюдает за ней из – за камня. Нет, видно не все еще потеряно в мире людей. Вот она главная Ценность – Любовь.

И вторая главная Ценность – Творчество. То самое великое горение, что делает человека Человеком с большой буквы. Быть честным с самим собой, неустанно стремится к совершенству, идти «через тернии к звездам» — вот путь истинного художника. Об этом завершающая композиция цикла – «Каменный цветок». Горят отвращением к своей несостоявшейся работе глаза мастера Данилы, руки, сжимающие молоток, напряжены так, что даже ногти побелели. Все тело пришло в движение. Сейчас как жахнет по малахитовому цветку, разобьет его вдребезги и уйдет искать совершенство, пока не найдет. Муки творчества и счастье откровения – величайший божественный дар человеку, который у него никто и никогда не сможет отнять. Разумеется, если он не отдаст из сам. И снова мы видим двух зеленых ящериц – одна со стены, другая из под стола – они наблюдают за все происходящим. Значит и эта величайшая Ценность – Творческое горение –тоже жива в мире людей. 

Вот, в целом, то, чему посвящены эти пять полотен цикла «Уральские сказы», — кто мы, зачем мы, и что есть ценность истинные и мнимые? Завершив эту большую работу, Анна Виноградова решила «отдохнуть» и взялась за очередной портрет сына, который стал своеобразной прелюдией к следующему большому полотну «Житный козел», то есть возвращению к теме Масленицы. Итак, «На горке» — виртуозно, словно на одном дыхании, написанное изображение мальчика, стоящего на заснеженной горе в валенках, дубленом полушубке с драным рукавом и лисьей шапке, сдвинутой на затылок. Красный шарф, кушак и варежки завершают этот колоритный наряд. По существу портрет превратился в жанровую сцену. В руках мальчика, вероятно только что неудачно съехавшего с горки и порвавшего рукав, о чем свидетельствует грустно – сосредоточенное выражение его лица, прекрасные расписные деревянные санки. Он печально смотрит в ту сторону, где, по видимому, находится причина его несчастья, та злосчастная кочка, о которую споткнулись сани. Тонкий юмор и прекрасная легкая живописная техника сливаются здесь в единое целое. 

искусствовед Элина Васильевна Старцева

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru