ЗначениеИмени

Еврейские имена - законы и обычаи


Все знают, что знание иностранных языков - это дополнительный пойнт для соискателей повышенной зарплаты. Вот, знали бы вы, например, японский, туркменский, китайский, английский, итальянский, французский и хинди, то цены бы вам не было. Но, к сожалению, наши возможности ограничены, впрочем, как и работодателей. Потому давайте оставим меркантильные интересы в стороне и задумаемся: что же стоит за этими десятками тысяч слов?
Думать долго не надо, это, конечно, весь окружающий нас мир. И вот получается, что на каждый предмет имеется свой ярлык, свой I, которые в каждой местности сильно разнятся по написанию произношению и т.д. Но в этом правиле имеется, как вы догадываетесь приятное исключение – это мы с вами. Вот, например, если вас зовут Марик, то Марик, как понятно, он и в Африке Марик.

ИМЯ — ИСТОЧНИК ЖИЗНЕННОЙ СИЛЫ
Тора
Имя — не только отличительный признак отдельного человека, но и значимая часть судьбы. На самом деле существует тесная логическая связь между человеком и именем, которое он носит. Это явственно видно в цитате из Торы : "И сказал: “Как имя твое?” Он сказал: “Яаков”. И сказал: “Отныне имя тебе будет не Яаков, а Исраэль, ибо ты сражался с ангелом и будешь одолевать людей в битве”".

Талмуд

В Талмуде говорится: "Откуда мы знаем, что имя оказывает влияние на события жизни? Во второй книге Теhилим (Псалмов царя Давида) сказано : “Смотрите и увидите деяния Творца, ибо Он послал гнев (на иврите — шамот) Свой на землю”. В этом месте следует читать не шамот, но шемот (имена)". МаhаРША в своем комментарии к Талмуду объясняет это так: "Владыке Вселенной ни в коем случае нельзя приписывать злого умысла и разрушения. Именно поэтому мудрецы считали обязательным разъяснить, что слово “шамот” (гнев) следует читать и понимать иначе. Таким образом фраза означает, что Б-жественный замысел Создателя нисходит на человека посредством нареченного ему имени. Имя является фактором, влияющим на развитие событий в жизни человека".

Опять же в Талмуде мы находим описание того, что рабби Меир составлял характеристику человека исходя из нареченного ему имени. Указание на то, что имя человека определяет его поступки и черты характера, относится не только к отдельным людям, но и ко всему поколению в целом. Таким образом, имя пророка Йермияhу (Иеремии) указывает на то, что в его дни Иерусалимский храм оставался в запустении (аримон — ивр.) и что суровейвшим наказанием была казнь (нитромема — ивр.). В книге Зоhар отмечается, что имя Йермияhу, который предсказал разрушение Храма, противопоставляется имени пророка Йешаяhу (Исайи), которое означает "Б-жественное спасение". Пророк Йешаяhу, живший на 200 лет раньше, помог достичь прощения народа Израиля и вернуть Б-жественное величие.

Таким образом, имя человека определяет его наклонности и черты характера. Судя по имени, возможно узнать (обладая нужным запасом знаний и должным духовным уровнем), что представляет из себя человек.

Поздние мудрецы

Рабби Йосеф Каро пишет в книге Магид мейшарим, что человек, носящий имя Авраhам, склонен к свершению добрых и благородных поступков, тот, кого при рождении нарекли Йосеф, способен противостоять плотским искушениям и заботиться о пропитании других, так же как Йосеф кормил и содержал своего отца и братьев.

Душа–имя–буква

Благодаря чему имя имеет такие силу и влияние на человека? Роль имени в судьбе человека, означает, что душа наделяет тело жизнью в соответствии с данным ему именем, в соответствии с комбинацией букв, из которых состоит имя.

Заглянем в книгу Тания: "Буквы “десяти речений”, которыми была создана земля в течение шести дней творения (…) каждое из творений, даже “безжизненные”, как камень, прах или вода, обладают душой и доховными жизненными силами — буквами “десяти речений”. Эти буквы оживляют их и выводят их из небытия в бытие. И хотя слово “камень” и не упомянуто в Торе в описании сотворения мира, комбинации букв “десяти речений” дают жизненные силы камню".

Таким образом имя на Священном языке — сочетание букв образующих "формулу жизни" данного творения.

В материальном мире всякие сложная вещь или явление, сменив месторасположение, область применения, пережив изменение формы, меняют и свой характер. Меняют свою "нишу". То же происходит и с буквами "десяти речений". Проходя через бесчисленное множество трансформаций, они меняют характер и форму выражения.

Связь имени с жизненными силами, душой человека, иллюстрирует ивритское слово душа. Слово нешама состоит их четырех букв: нун-шин-мэм-hэй. Две средние буквы шин и мем составляют слово "шем" — "имя".

ИМЯ И ЖИЗНЬ

По вышеупомянутым причинам присвоение имени еврейскому младенцу является ответственным делом. Мальчикам нарекают имя во время церемонии брит милы (обрезания), когда ребенок, подобно праотцу Авраhаму, вступает в союз со Всевышним. Девочке же дается имя в ближайший ко дню рождения день, в который в синагоге читают Тору из свитка (Тору читают по понедельникам, четвергам и субботам). В ходе прочтения свитка произносится молитва за здоровье роженицы и ребенка, отец называет имя, которое избрано для новорожденной еврейской девочки.

Выбор подходящего имени ребенку родители совершают не только собственными силами. Всевышний наделяет их даром "малого пророчества", что бы выбор был верным. Ведь имя, данное родителями, человек носит вечно. Это имя будут называть, удостаивая мальчика быть вызванным к прочтению Торы, когда он достигнет возраста 13 лет и начнет соблюдать заповеди Создателя. Это же имя будет записано в ктубе (брачном контракте), этим именем его будут называть жена и родные. С этим именем он уйдет в лучший мир. Таким образом, имя путешествует с человеком по жизни, участвуя во всех событиях, радостных или (не дай Б-г) печальных.

Если же болезнь угрожает жизни человека, к его имени обычно добавляют еще одно. Мужчинам обычно добавляют имя Хаим или Рефаель. Женщинам — Хая. Такая перемена имени оказывает влияние на судьбу больного и возрождает надежду, как говорится Мешанэ шем, мешанэ мазаль (Изменяющий имя, изменяет судьбу).

Выбирая имя новорожденному, родители обращают особое внимание на имена тех, кто им особенно дорог. Это основывается на предписании Торы, которое гласит о том, что имена умерших не должны стираться из памяти народа Израиля. Иногда ребенка называют в честь какого-либо мудреца Торы или праведника, жизнь которого была посвящена изучению Торы и благородным делам; девочке дают имя известной праведницы, чья жизнь служила примером для многих.

Если ребенка называют именем умершего родственника в соответствии с законами ашкеназских евреев, отец и мать этого младенца выполняют заповедь почитания родителей. Эта заповедь является обязательной для исполнения не только в течение жизни родителей, но и после их смерти.

К сожалению, в наше время, после многих лет насильственной ассимиляции, многие еврейские дети не знают о своих еврейских именах или не имеют их. Наши мудрецы говорили, что одной из причин, по которым народ Израиля удостоился освобождения из египетского рабства, было то, что они не изменили своих имен на нееврейские аналоги и продолжали называть себя Реувен, Шимон, Леви и т.д.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЕВРЕЙСКИХ ИМЕН

   1. Библейские имена то есть имена, упоминаемые в ТаНаХе (Пятикнижии, книгах Пророков или Писаниях).
   2. Талмудические имена — имена мудрецов Талмуда.
   3. "Природные имена" — имена из мира животных, подчеркивающие положительную черту того или иного существа. Некоторые из них упоминаются в ТаНаХе: Двора, Рахель, Яэль, Йона. Но многие в Писании не встречаются: Арье, Зеев, Цви. Этимология многих из них — слова благословений праотца Яакова и Моше рабейну (Моисея, учителя нашего).
   4. Имена взятые от названий растений, которые перечисляются ТаНаХе, например, Тамар, Шошана, Алон, Орен, Орана, Авива.
5. Имена, написание частей которых совпадает с Именем Всевышнего и с вознесением благодарности Всевышнему. Такие, как Йермияhу, Йеhошуа и Шмуэль.
6. Имена ангелов, которые воспринимаются как человеческие Рефаэль, Михаэль.




Самое популярное