Первые картины Анны Виноградовой

ЗначениеИмени

Первые картины Анны Виноградовой

Первые картины Анны Виноградовой 

Действительно, многие ли сегодня знают, что древнее назначение Масленицы – не встреча весеннего солнца, а заклинание плодородия наступающего земледельческого года, поклонение Матери – Земле и предкам – подателям плодородия. Что масленичный блин никакого отношения к солнцу не имеет, а является символом Луны – «Солнца мёртвых». Что одним из важнейших обрядов Масленицы, древнее название которой «Красная Гора» Зафиксировано еще в «Велисовой книге» было не сожжение соломенного чучела, а прохождение так называемого «Масленичного поезда» по деревням округи. Причем ничего шутовского, балаганного в этом серьезном, и в чем-то даже трагическом, обряде не было. 

Суть его заключалось в том, что выбирался самый зажиточный, успешный и удачливый крестьянин в округе. Именно он садился в сани, запряженные быком, и возглавлял «Масленичный поезд» в «костюме Адама», как писали об этом этнографы XIX века. Причем отмечалось, что делали это не юнцы, не отпетые озорники, а солидные, уважаемые люди, отцы семейств. 

В этом обряде поражает прежде всего его глубоко архаичная социальная подоплека, готовность человека жертвовать собой ради счастья других людей. Ведь на пороге нового земледельческого года на человека, оказавшегося самым удачливым в прошедшем году, вся округа, состоящая из многих деревень, возлагала ответственность за будущий урожай, за здоровье и счастье всех остальных. 

Перед божьим судом он нес ответственность за прегрешения своих земляков. Наделенный счастьем, он обязан был поделиться им в этот день со всеми остальными. И испытать судьбу, объезжая деревни в обнаженном виде. Собственно в дороге его закрывали шубой и он зарывался в солому, но как только «поезд « въезжал в село, «Хозяин» обнажался и «произносил ритуальные тексты», заклинавшие плодородие, в «костюме Адама».

Если после такого обряда исполнявший его заболевал, а еще хуже – умирал, то это несло бедствия всем жителям округи, избравшим его, на весь новый земледельческий год, до следующей Масленицы.

Ответственность была огромная. Видимо поэтому, как отмечали этнографы XIX века (А.Н. Афанасьев, С.В. Максимов), такое практически не случалось. И даже, несмотря на лютые морозы (в Сибири, например), сила веры и чувство долга у исполнителей обряда были столь велики, что все, как правило, благополучно. Немалую роль в этом играла и поддержка окружающих, их ритуальные песни и пляски, создающие вокруг «поезда» и его «Хозяина» мощное защитное энергетическое поле. 

искусствовед 
Элина Васильевна Старцева.





Самое популярное

Новое на сайте